Ответы на вопросы: часть 7. Пени, которые выплачивает клиент

Мы продолжаем отвечать на вопросы наших клиентов. Все ответы можно посмотреть по ссылке. Сегодня мы отвечаем на такой вопрос: «Почему пени несете не только вы, но и клиент, и почему они такие большие: 1% от стоимости Этапа, но не более 20%?».

Частая формулировка в договорах на разработку на заказ фиксирует, что исполнитель платит пени в случае задержки результата работы, а клиент платит пени в случае задержки оплаты. Обычно это 0,1% за каждый день просрочки, но не более 10% от стоимости услуг. У нас же все намного более жестко: исполнитель, то есть, мы, платит пени за просрочку выполнения работ в рамках каждого этапа, а заказчик платит пени за просрочку не только оплаты, но и просрочку обсуждения и согласования промежуточных и итоговых результатов, как и просрочку предоставления необходимых для продолжения работы материалов. Причем размер пени гораздо выше обычного: 1% от стоимости Этапа за каждый рабочий день просрочки — вплоть до 20%.

Многим это кажется жестким условием, но только до тех пор, пока мы не разъясняем свою позицию. Тогда все становится на свои места.

Разработка программного обеспечения — это производство. И, как в любом производстве, здесь присутствует производственная линия, где каждый выполняет свою работу в отведенное для этого время. Если хоть один этап в этой цепочке процессов срывается, срываются и все последующие. Как результат — продукт не изготавливается вовремя, срываются сроки реализации и все другие связанные с ним сроки. При этом убытки несет и заказчик, и производитель (в том числе из-за того, что из-за сорванного срока одного продукта срываются сроки всех остальных).

Прежде чем приступить к проекту, мы прогнозируем свои затраты по времени вовлеченных в него сотрудников. И это сроки, под которыми мы подписываемся и за которые отвечаем репутацией. Для нас очень важно сдерживать наши обещания. Сроки указываются в соответствии с существующей загрузкой и с уже забронированным временем. Мы настолько уверены в своей способности сделать работу вовремя, что указываем для себя такую высокую пеню: 1% от стоимости этапа за каждый рабочий день задержки, вплоть до 20%.

В производственной цепочке разработки на заказ участвуем не только мы, но и заказчик. Его участие требуется во время согласования промежуточных и конечных результатов, предоставления материалов, необходимых для продолжения работы (текст, спецификации, графические материалы и т.д.) и оплаты. На каждое из этих действий требуется время — мы это пониманием. И включаем это время (обычно — 3 дня на каждое действие) в план-график работ. Если клиент не выполняет своих обязательств вовремя, сотрудники, чье время было забронировано на продолжение работ, простаивают. Это плохо для любого производства. Работать над другим проектом они не могут, т.к. там свой план-график работ.

Если заказчик выполняет свои обязательства с задержкой, скажем, в одну неделю, мы уже не можем сохранять предыдущий план-график работ, т.к. сотрудники уже переключились на другие проекты. Тем не менее, продолжать работу над проектом заказчика необходимо. В результате приходится пытаться поменять договоренности с другими заказчиками (что не всегда возможно), редактировать план-график проекта заказчика и тратить время на смену планирования всего производства. Таким образом, как правило, несутся убытки, а процессы становятся непредсказуемыми.

Для того, чтобы избежать таких катастроф, мы и настаиваем на том, чтобы заказчик нес такую же ответственность за срыв своих сроков, как мы несем за срыв своих.