Интервью для журнала TimeOut

Журнал TimeOut обратился к нам за комментарием о том, как живет и работает рынок мобильных приложений в России. На вопросы отвечает Андраш Густи, директор по развитию нашей мастерской.

IMG_8335

Нам кажется, что бизнес мобильных приложений в России начался только в этом году, а на самом деле? Когда зародилась эта индустрия?

Здесь и далее нужно разделять рынок заказной мобильной разработки и продуктовой. Первый — это удел группы специалистов, т.е. студий, которые создают приложения на заказ. Второй — путь независимых разработчиков, которые делают продукты от своего имени и зарабатывают (с переменным успехом) на этой деятельности.

Разделять важно, потому что это две разные истории со своими спецификами. Правда, их присутствие в России стало быть ощутимым где-то одновременно: в 2008 г., как, собственно, и в остальном мире. Активность особенно выросла в 2009 г. Тогда и появилась большая часть крепких студий, которые существуют и по сей день.

Конечно, здесь не берется в учет разработка программного обеспечения для более ранних операционных систем (до Android и iOS) — те существовали давно, но они уже не воспринимаются как мобильные разработчики в привычном понимании этого слова.

 

Что было раньше — курица или яйцо, то есть сначала спрос, а потом предложение или сначала разработчики делали все для себя, а следом появились компании, готовые вложить в них деньги?

До компаний, особенно больших, новости обычно долго доходят, а на риск они идут редко. Поэтому сначала была разработка смелых для себя. Потом — и очень быстро — появились первые частные истории большого успеха. Потом разные цифровые агентства начали популяризировать идею “мобильных стратегий” для компаний. На фоне перенасищенности Интернета и уже освоенных там бюджетов, в т.ч. в модной тогда сфере СММ, мобильная сфера своей незанятностью и умопромачительным успехом первопроходцев казалась новым клондайком. Идея стала модной. В моем понимании, так, всего лишь 8 лет назад началась клиентская мобильная разработка. Этот рынок рванул и начал уверенно и не очень быстро развиваться по собственным законам. Конечно, на Западе этот бум произошел раньше и быстрее, чем в России.

 

Какие отрасли в России больше всего заинтересованы в приложениях? магазины, сервисы или что-то еще?

Заинтересованы практически все компании. Значительно меньшему числу это фактически необходимо. И еще меньшее число готово за это платить. Рынок качественной клиентской разработки для мобильных платформ довольно большой — пока хватает всем, но он в разы ниже, чем рынок для веба.

Если говорить про низкий ценовой сегмент, то, по моим наблюдениям, очень большой спрос в малом бизнесе, в первую очередь в сфере косметических услуг, ресторанного бизнеса, такси и небольших интернет-магазинов. (Если не считать стартапов разного рода, конечно, которые относятся к совершенно разным ценовым сегментам). Спрос настолько большой и настолько недорогой, что возникла уже масса коробочных решений, которые позволяют этим компаниям создавать шаблонные приложения за относительно небольшие деньги.

В среднем и высоком ценовом сегменте можно выделить большие интернет-магазины разного рода (от схем котеджей до ювелирной продукции), компании, которым нужно приложение в качестве мобильного агента личных кабинетов их пользователей (интернет-провайдеры, архитекторы умных домов, банки), компании, которые используют приложения как рабочий стол для сотрудников (общение с клиентами, партнерами, корпоративный университет), компании, которым нужны приложения в качестве агентов их веб-сервисов (покупка авиабилетов, бронирование отелей и т.д.). Конечно, отдельно большим бюджетами может похвастаться ниша приложений для больших брендов, направленных на повышение лояльности аудитории.

 

Сколько бесплатных приложений для кейса должен сделать разработчик, чтобы у него накопилось портфолио для коммерческих клиентов?

Вопрос не в количестве, а в качестве. Если приложение хорошо сделано и резонирует с обществом, т.е. о нем напишут СМИ и им будут пользоваться, одной работы достаточно. Я знаю несколько примеров, когда студии заявили о себе с помощью всего-лишь одного приложения.

Откуда берутся разработчики? Это бывшие/нынешние студенты технических вузов или просто самоделкины с жаждой знаний? Как они приходят к созданию приложений? Что им нужно знать и уметь для старта, какая должна быть теоретическая база?

В разработке присутствует масса профессий. Конечно, они не всегда в полном объеме задействуются во всех студиях — из-за особенности предоставления услуг конкретной студии. Некоторые роли, кроме дизайнеров и программистов: проджект-менеджер, продакт-менеджер, аккаунт-менеджер, бизнес-аналитик, мобильный маркетолог, технический аналитик, мобильный проектировщик, системный архитектор, тестировщик, ASO-специалист и др.

Программированию и дизайну можно обучиться, но остальным профессиям в привычном смысле нигде не учат. Т.е. в большинстве случаев мы говорим о самоучках, которые выросли либо в рамках студии, либо на предыдущих местах работы.

В приложения обычно приходят из-за того, что это модно и свежо, а также потому что специалисты в этой сфере зарабатывают обычно больше, чем в вебе.

Требования к теоретической базе у каждого своя, но в целом могу сказать, что с начальным уровнем можно идти только в стажировщики. Рынок полон конкурентов и соперников, и кадры здесь на самом деле решают все.

Отдельно стоит рассказать, наверное, о руководителях студий. Зачастую, это энтузиасты или специалисты по одному из направлений, которые я описал выше, но с четким стремлением предпринимать и руководить. Они вырастают из рядовых сотрудников или руководителей направлений в этой или смежной сфере. Чистых предпринимателей в мобильной разработке на заказ мало.

 

Сколько зарабатывает в наше время разработчик приложений? Есть ли положительная динамика, рост зарплат, востребованности, увеличения заказов?

Опять таки, профессий и ролей много. Средняя минимальная зарплата, по моим наблюдениям, составляет 65 000 руб. в мес. Средняя максимальная — 130 000 руб. Конечно, на рынке есть масса исключений. Я видел одних мобильных программистов, которые работают за 30 000 в месяц, и видел их коллег, которые работают за 360 000. ЗП зависит от уровня и сепциализации специалиста, доходов компании, в которой он работает и, конечно, города. В последнее время зарплаты расли, очень быстро. Например, хорошо дизайнера тяжело получить в СПб, если предлагать ему меньше 90 000 руб. Еще год назад 70 000 многим казалось неплохим вознаграждением для хорошего дизайнера. Особенно активно растут ЗП маркетологов, дизайнеров и управляющих проектами.

 

В мире существует множество разнообразных компаний-разработчиков с самыми разными ценами и кейсами, почему, по твоему, клиент обращается к российским программистам?

Я так понимаю, речь идет о североамериканских заказчиках. Этот клиент может обращаться к российским программистам, если это качественно и дешевле, чем под рукой. И раньше так и было. Но в последнее время разница все менее заметна, а иногда даже отрицаельна. Поэтому и по многим другим причинам огромная часть спроса перешла уже некоторое время назад в Беларусию и Украину. Но скоро и там, на то похоже, разница в цене будет резко уменьшаться. (Конечно, всегда пользовался и до сих пор пользуются спросом разработчики из Индии и, иногда, Китая, но это актуально для самого низкого ценового сегмента и неопытной клиентуры).

До сих пор довольно хороший запрос в Америке на наших дизайнеров. Разница в цене присутствует, но качество часто в разы выше, чем в США или в других местах. Для местных маркетологов, продвиженцев, тестировщиков и управленцев тоже может находиться работа.

Европейский и австралийский клиент не так часто обращается к росийским разработчикам. Еще меньше обращается Южная Америка. И я практически не слышал о случаях, когда азиаский клиент обращался бы за помощью сюда — слишком все другое. Поэтому, обычно, если студия работает на Запад, то имеется в виду США.